Владимир Всеволодов Биография






















Владимир Всеволодович Соловьев – Всеволодов родился 2 июня 1907 года в городе Псков в интеллигентной семье. Отец Владимира - Всеволод Георгиевич Соловьев окончил Петербургскую духовную академию, преподавал русский язык, литературу и историю в средних школах и учительских семинариях. В 1913 году был назначен инспектором народных училищ в Вильно, позже, когда семья переехала в Полоцк, учительствовал в школе, в 30 – е годы работал научным сотрудником в Московском бюро Погоды. Мама – Елизавета Петровна – зубной врач.
В семье Соловьевых было трое детей, Владимир – старший, и две его младших сестры. Во время Первой мировой войны, семья переезжает из Вильно в Осташков, затем в Витебск, и наконец останавливается в Полоцке, где Владимир учится в школе. Именно в тот момент в душе Володи развернулась любовь к искусству, он организовывает драмкружок, в котором не только играет роли, но и режиссирует. Трудные послереволюционные годы, разруха, бытовая неустроенность заставляют семью снова переехать, на этот раз в Торжок. Здесь Володя начинает работать помощником режиссера в городском театре. По окончании школы – десятилетки в 1923 году он едет в Петроград, но поступает не в театральную студию, а в химико-фармацевтический техникум. Произошло это отчасти из-за материальной необеспеченности, отчасти – внимая советам родных, настаивавших на продолжении общего образования. Но, тем не менее, он успешно оканчивает техникум в 1925 году.
Путь молодого фармацевта лежит в Москву, здесь он работает в поликлинике Октябрьской железной дороги, и, конечно же, мечтает о театре.
В это время в Москве был объявлен набор в театральную студию заслуженной артистки Республики З.С.Соколовой под руководством К.С.Станиславского. Владимир участвует в конкурсе, изображая … свою же основную профессию … сценку с аптекарем. В студии он получает возможность заниматься с самим К.С.Станиславским. К моменту окончания студии Владимир играет маленькие бессловесные роли, но проработанные с Константином Сергеевичем.
В 1929 году Соловьев был приглашен А.В.Жильцовым «строить» вместе с ним Народно – Героический Театр. Была организована студия при театре, где он три года работал. Что же он там делал? Учился, играл, красил декорации, шил костюмы, мыл полы, режиссировал, голодал, горел стремлением создать театр высокий и прекрасный… В 1933 году он поступает на службу в Театр Рабочей Молодежи (ТРАМ) и остается ему верным до конца своих дней. Но в труппе театра уже есть Владимир Соловьев, будущий известный артист кино, поэтому Владимир Всеволодович берет псевдоним - Всеволодов. В 1935 году ТРАМ празднует свой первый юбилей, пятилетие со дня основания, спектаклем «Бедность не порок». Всеволодов играет роль Коршунова, причем настолько убедительно, что появляется положительная рецензия в газете «Рабочая Москва» об игре молодого актера. Эта роль и роль Ружевского в спектакле «Соло на флейте», обеспечили Соловьеву (Всеволодову) ведущее положение в труппе.
В 1936 – 37 годах, кроме участия в спектаклях, он заведует учебной частью театра и ведет педагогическую работу.
В 1937 году ТРАМ переименовывают в Московский театр имени Ленинского комсомола. Новое название совпало с новым временем. В репертуаре театра начинают уделять большее внимание произведениям патриотического характера. И Владимир Всеволодов с большим энтузиазмом включается в работу по освоению новых тем в драматургии.
В первый год Великой Отечественной войны Театр эвакуируется в Фергану, позже в Ташкент. Здесь Владимир Всеволодович был награжден почетной грамотой Верховного Совета Узбекской ССР. А уже в 1943 году труппа возвращается в Москву и входит в привычный ритм. В 1948 году Владимиру Всеволодовичу Соловьеву (Всеволодову) было присвоено почетное звание Заслуженного артиста РСФСР.
На сцене театра имени Ленинского комсомола Владимир Всеволодович Соловьев (Всеволодов) сыграет больше 60 ролей, создав целую галерею незабываемых образов современников, и поставит несколько спектаклей, таких как «Твое личное дело», «В окнах горит свет» и др. Примет участие, как сорежиссер в спектаклях «История одной любви» (с Валентиной Серовой в главной роли), «Бесприданница». Среди ролей в театре: Веткин «Миноносец Гневный», Харитонов «За тех, кто в море», Морозов «Мужество», майор Каштанов «Особняк в переулке», Севастьянов «Парень из нашего города», полковник Савельев «Так и будет», Дымченко «Твое личное дело», Горбачев «Братья Ершовы», Берг «Буря в стакане воды», Салов «В день свадьбы».
Талант и мастерство артиста проявились в создании образов классического репертуара, как в ролях социально-героического плана, так и в ролях характерных: это и учитель Горский «Семья», Грубек «Под каштанами Праги», Сухарев «Когда цветет акация», В.Ковалевский «Софья Ковалевская», Прохор Храпов «Васса Железнова», доктор Шпигельский «Месяц в деревне», доктор Ранк «Нора», Кнуров «Бесприданница». Любимой своей ролью Владимир Всеволодович считал Федю Протасова в «Живом трупе» Л.Н.Толстого.
Была в творческой биографии артиста роль Владимира Ильича Ленина в спектаклях «Юность отцов» и «Цветы живые». Газета «Советская Россия» (30 ноября 1960 года) в рецензии на спектакль «Цветы живые» писала: «Символическая беседа вождя революции с нашим современником, молодым рабочим, - одна из лучших сцен спектакля. Роль В.И.Ленина умно, тонко, проникновенно исполняет артист В.Всеволодов».
Кино не востребовало актерский талант Соловьева (Всеволодова) в полной мере. Но те роли, которые он исполнил, пусть и небольшие, живут в памяти зрителей до сих пор. Доктор Скворцов в фильме Л.Кулиджанова «Отчий дом» (1959), наверное, самая известная киноработа актера. С какой глубиной и драматизмом он показал волнение и тяжелое осознание наступившего момента, когда его дочь должна узнать, что они с женой ее приемные родители. Но он не может скрыть правду и решительно протягивает дочери письмо ее родной матери.
Не сказав всей правды, Август Корф «Опознание» (1973), немец, волею судьбы оказавшийся на американской стороне в годы войны, проводивший допрос на Нюрнбергском процессе одного из тех, кто привел Гитлера к власти, спустя годы, вынужден признать ради справедливости, что многое на том допросе было им скрыто и не приобщено к делу, тем самым преступник остался на свободе.
Всеволодов работал над созданием своих образов с огромной внутренней отдачей, тщательностью и любовью. Он не только использовал материал, который предоставлял ему автор, но и сам его обогощал, поэтому образы, созданные им, многогранны, сложны, обладали яркой индивидуальностью.
В конце 40 – х он начинает свою работу на радио в качестве художественного руководителя дикторов, и до последнего дня жизни остается членом художественного совета.
В первые послевоенные годы возникла потребность в изменении, освобождении от некоторой трибунности, митинговости, пафосности в дикторском чтении. Стали предъявляться требования большей мягкости, доверительности, камерности в чтении передач.
С первых же своих шагов работы с дикторами Владимир Всеволодович стремился воспитать в них именно эти качества, добиться такого характера звучания передач.
В личных занятиях с дикторами он использовал литературные фрагменты, помогающие глубоко и полно раскрыть творческие возможности каждого диктора. При этом Всеволодов обладал исключительной неутомимостью в слушании и рецензировании передач.
А мнение Владимира Всеволодовича о сложной работе диктора, о том, как «правильно» следует доносить до слушателя текст, до сих пор не потеряли актуальности:
«Диктор – официальный представитель радио, его «полпред». Прежде всего по нему радиослушатели судят о культуре, стиле и вкусе того или иного радиовещательного центра. Каждый диктор, голос которого стал знакомым и узнаваемым, приобретает в сознании слушателя особый облик. Он возникает у слушателя по впечатлениям от тембра, дикционных оттенков, качества темперамента (от сугубо индивидуальных отличий) в сочетании с характером мышления диктора, отношения его к радиослушателю.
Прислушиваясь к языку радио, многие люди не только судят о культуре радиовещания, но и сами учатся говорить грамотно, проверяют себя, свое знание языка. Диктор не имеет права быть равнодушным к родному языку. Он должен не только отлично владеть им, но и полюбить его, увлечься им, не уставать изучать его и следить за теми изменениями, которые в нем происходят.
Дикторы говорят: «Лучше три раза проверить, чем один раз ошибиться». Ведь диктор – последняя инстанция при выпуске передачи в эфир. В конце концов, никто не гарантирован от ошибки: ни автор, ни машинистка, ни редактор. Диктор, видя текст последним, может предупредить брак.
И все-таки досадные ошибки проскальзывают! Ошибки в словах, ударениях, «спотыки» и другие неточности. На них обычно остро реагируют радиослушатели. Конечно, обидно, когда диктор ошибается! Еще обиднее, если он, не замечая своей ошибки (или делая вид, что не заметил), продолжает читать, не поправившись и не извинившись. А ведь дикторы обязаны исправлять свои погрешности, и те из них, кто делает это легко, изящно, уважительно, непременно будут прощены и одобрены радиослушателями.
Диктор всегда должен быть в курсе происходящего, быть современным человеком в полном смысле этого слова. Одной из постоянных его забот является стремление сделать свое чтение простым и естественным, максимально приближенным к живой, разговорной речи, чтобы ничто не напоминало слушателю о бумаге, по которой читает диктор…»
Всю свою жизнь Владимир Всеволодович Соловьев (Всеволодов) отдавал свой талант, знания, энергию, богатый сценический опыт зрителям, ученикам, творческому коллективу Московского театра имени Ленинского Комсомола.
Он был человеком неисчерпаемой энергии, постоянного творческого горения, редкой души и обаяния.
Умер Владимир Всеволодович 8 сентября 1981 года в Москве.